02.01.09. Инструменты клонирования

Категория: Corel PaintShop Pro X4
Опубликовано 25.02.2012 09:44
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 2407

2.1.9.1. Инструмент Clone (Клонирование)

Инструмент Clone (Клонирование) () предназначен для устранения недостатков на изображении, путем копирования фрагмента изображения из одного места и вставки его в другое. Причем в качестве источника-аналога можно использовать не только изображение, в которое копируется фрагмент рисунка, но и любое другое изображение. То есть инструмент Clone (Клонирование) это обычный штамп, который заряжается краской, а затем делается отпечаток.

Клонирование отпечатков осуществляется на определенный слой, поэтому необходимо предварительно выделить тот слой на панели Layers (Слои), в который Вы хотите внести корректировку. Если Вы внесете клонирующие корректировки не в тот слой, в который это необходимо, то впоследствии, если слои изменят свое местоположение в стопке слоев, результат корректировки будет нарушен. Поэтому клонирование нужно проводить именно на том слое, на котором находятся дефекты изображения.

Инструмент Clone (Клонирование) заряжает в себя не только краску, но и текстуру изображения. То есть создается клон изображения, по форме и размеру совпадающий с выбранной кистью. Форма штампа клонирования имеет форму кисти. Очень многие рисующие инструменты имеют форму именно кисти, а не какого-то другого инструмента. По умолчанию предлагаются те формы и размер кисти, которые использовались в данном инструменте последний раз.

Для копирования образца нужно подвести указатель мыши к участку изображения, из которого мы хотим скопировать фрагмент изображения. Копирование осуществляется с выбранной формой кисти и с размером этой кисти. Копирование образца осуществляется щелчком правой клавишей мыши. Иконка указателя мыши при этом представляет собой форму кисти, рядом с которой находится штампик. Вставка скопированного образца осуществляется щелчком левой клавиши мыши. Для того чтобы сделать оттиск инструментом Clone (Клонирование), нужно подвести указатель мыши, который имеет выбранную Вами форму и размер кисти, в точку на изображении, в которую необходимо скопировать клон и щелкнуть левой клавишей мыши. В указанное место на изображении, куда вы щелкнули мышью, будут скопированы краска и текстура, которые находятся в штампе, т. е. клон скопированного ранее фрагмента изображения. Форма и размер оттиска будут совпадать с формой и размером кисти.

Примечание: если Вы не указали копируемый фрагмент (то есть не щелкнули правой клавишей мыши), то после попытки вставки (то есть после щелчка левой клавишей мыши) будет выдано предупреждение о том, что у Вас нет исходного фрагмента и вставлять нечего.

Одновременно осуществляется копирование следующего образца. Чтобы пользователь видел — откуда осуществляется копирование этого следующего образца в момент щелчка левой клавишей мыши, появляется второй специальный значок — перечеркнутая форма кисти. Эти два значка (копирования и вставки) образца рисунка будут находиться на изображении одновременно (Рис. 67).

 Иконки вставки и копирования образцов изображения Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 67. Иконки вставки и копирования образцов изображения

Это необходимо для того чтобы вы по одному виду указателя мыши понимали происходящие события и операции.

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 68).

 Панель опций для инструмента Clone (Клонирование) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 68. Панель опций для инструмента Clone (Клонирование)

Прежде всего, нужно выбрать форму кисти, вид которой примет штамп клонирования. Раскройте список форм кисти, расположенный на панели Tool Options (Параметры инструментов) и выберите нужную форму. Но, как правило, форма штампа выбирается на панели Shape (Форма) — либо круглая, либо квадратная, так как кистями со сложными формами трудно создать реалистичное клонирование, хотя прямого запрета на использование кистей сложной формы нет.

Счетчик Size (Размер) определяет размер выбранной кисти в диапазоне от 1 до 500 пикселей.

Размер кисти можно также устанавливать интерактивно, то есть при выполнении клонирования. Для этого нужно нажать на клавишу Alt и, не отпуская ее, потянуть мышь вверх или вниз. Движение мыши вниз уменьшает размер кисти, а движение мыши вверх увеличивает размер кисти для клонирования. Изменяющийся размер кисти при этом выводится в опцию Size (Размер).

Счетчик Hardness (Твердость) определяет степень размытия кисти на краях вставляемого фрагмента изображения. Чем выше этот параметр, тем меньше размытия создается при клонировании очередного фрагмента рисунка. Малые значения этого параметра, то есть с большим уровнем размытия, можно использовать, например, при коррекции лица человека.

Счетчик Step (Шаг) определяет размер между отдельными отпечатками штампа при непрерывном клонировании. Чем меньше это значение, тем чаще создаются отпечатки штампом и тем меньше «зазубренности» возникает в штрихе, который получается из серии этих отпечатков. С увеличением этого параметра создается не непрерывный штрих, а отдельные отпечатки.

Счетчик Density (Плотность) определяет плотность отпечатка штампа. С уменьшением этого параметра отпечаток кисти становится не сплошным, а сетчатым — как будто бы фрагмент раскрашивается с помощью распылителя.

Счетчик Thickness (Толщина) определяет толщину кисти. С уменьшением этого параметра кисть как бы сужается по ширине. Например, круглая кисть будет выглядеть как эллиптическая, а квадратная кисть превращается в узкую прямоугольную.

Счетчик Rotation (Поворот) определяет поворот кисти клонирования, как при копировании фрагмента изображения, так и при вставке его на изображение.

Счетчик Opacity (Непрозрачность) определяет значение непрозрачности клонируемого в рисунок фрагмента. По умолчанию этот фрагмент полностью непрозрачен, но для коррекции сложного рисунка, например, элементов лица человека, можно уменьшать этот параметр. В этом случае наложение клонируемых фрагментов осуществляется очень нежно.

Значения в списке Blend mode (Режим смешения) определяет, как вставляемые пиксели смешиваются с пикселями в основных слоях. Способы смешивания определяются для слоя. Эти значения мы будем рассматривать при изучении инструмента Flood Fill (Заливка цветом), так как тематически это ближе именно к этой теме.

Кнопка Stroke (Мазок) завершает один штрих клонирующим штампом для того, чтобы можно было создавать другой штрих. Эта кнопка становится доступной только при выполнении двух условий: 1) Установка флажка в индикаторе Continuous (Непрерывно) и 2) при создании хотя бы одного штриха.

Индикатор Continuous(Непрерывный) работает только для клонируемых фрагментов, непрозрачность которых меньше 100%. Установка флажка в этом индикаторе запрещает повторное клонирование при непрерывной вставке фрагментов. Например, в нашем изображении значение параметра Opacity (Непрозрачность) установлено в 50%. Если флажок в индикаторе Continuous(Непрерывно) установлен, то при повторном прохождении мыши над вставленными фрагментами очередная вставка осуществляться не будет. То есть в этом случае непрозрачность этих фрагментов будет 50%. Если флажок сброшен, то при повторном прохождении мыши над вставленными ранее фрагментами, будут вставляться новые фрагменты. То есть непрозрачность при каждом прохождении мыши будет увеличиваться и, наконец, она станет 100%, то есть полностью непрозрачной.

Работа с инструментом Clone (Клонирование) возможна в двух режимах: с выравниванием и без выравнивания. Наличие флажка в индикаторе Aligned mode (Режим выравнивания) включает этот режим. Установка флажка устанавливает режим, при котором закачка образца клона происходит при каждом нажатии мыши. Перечеркнутая форма кисти, которая показывает точку закачки клона, перемещается по изображению. Термин «точка» мы применяем не для обозначения одной точки, т. е. 1 пикселя, а как выбранный фрагмент, по форме и размеру совпадающий с формой и размером кисти. При этом образец выбирается из того места на изображении, в котором находится указатель в виде крестика. Этот указатель определяется только при нажатии левой клавиши мыши.

При сбрасывании флажка с индикатора Aligned mode (Режим выравнивания) используется только один клон, который был скопирован с использованием правой клавиши мыши. При этом каждый раз при нажатии левой клавиши мыши клонируется один и тот же исходный фрагмент.

То, что клонирование происходит из одного и того же фрагмента, указывает и постоянное местоположение указателя в виде перечеркнутой формы кисти.

Если установлен флажок в индикаторе Aligned mode (Режим выравнивания), то клон берется всегда из одного и то же места. Но это правило действует только в том случае, если вы совершаете одиночные щелчки по изображению. То есть: взял клон — щелкнул мышью и скопировал клон в указанное место. Одновременно произошла закачка нового клона и т. д. Как видно из этого примера, мы совершаем одиночные щелчки левой клавишей мыши. Но если вы скопируете клон, а затем нажмете левую клавишу мыши и, не отпуская ее, попробуете провести по изображению, то выбор места закачки новых клонов будет происходить совершенно по другому принципу. Точка вставки и точка закачки клона связаны между собой очень жестко. В случае непрерывного копирования оба значка — и значок формы кисти, и значок в виде перечеркнутой формы кисти — постоянно будут присутствовать на редактируемом изображении и следовать друг за другом по изображению в установленном положении. Точка копирования и точка клонирования связаны между собой. Если одна точка от другой расположены на расстоянии 2 см и под углом 37, 54°, то измениться они не могут до тех пор, пока вы сами явно об этом не укажете. Это означает, что с перемещением одного значка (формы кисти), который привязан к указателю мыши, будет перемещаться и второй значок.

Поэтому пройденный путь иконки в виде перечеркнутой формы кисти будет полностью повторять путь, который пройдет форма кисти. А форма кисти создаст тот фрагмент изображения, который пройдет тонкий перечеркнутая форма кисти.

Этот метод часто применяется в тех случаях, когда необходимо копировать фрагмент изображения в виде полосы.

Для того чтобы указать точку на рисунке, из которой необходимо постоянно клонировать фрагменты рисунка не обязательно устанавливать флажок в индикатор Aligned mode (Режим выравнивания) — для этого достаточно нажать клавишу Shift и указать место клонирования. Пока Вы не укажете другую точку для клонирования закачка клонов будет осуществляться из одной и той же точки.

Установка флажка в индикатор Use all layers (Использовать все слои) позволяет копировать исходные фрагменты с любого слоя на изображении. Если флажок сброшен, то клонирование фрагментов можно осуществлять только из активного слоя.

2.1.9.2. Инструмент Scratch Remover (Удаление царапин)

Инструмент Scratch Remover (Удаление царапин) () предназначен для ретуширования мелких дефектов на изображении — морщин на лице, пятен, родинок, трещин, процарапанных полос и т. д.

Ретуширование происходит следующим образом: инструментом Scratch Remover (Удаление царапин) создается блок выделения, который состоит из двух частей — внутренней и внешней. Пиксели, которые попадают во внешний блок, заливают пиксели, которые попадают во внутренний блок. Цвета царапин, морщин и трещин поэтому просто не могут включаться в анализ, так как находятся во внутреннем блоке выделения.

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 69).

Панель опций для инструмента Scratch Remover (Удаление царапин) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 69. Панель опций для инструмента Scratch Remover (Удаление царапин)

Счетчик Width (Ширина) определяет высоту прямоугольника выделения, в котором происходит анализ пикселей.

Иконки на панели Selection boxes (Блок выделения) определяют внешний вид блока выделения: прямоугольник или неправильный (плоский) шестигранник. Конкретный вид блока выбирается в зависимости от формы дефекта, который необходимо устранить.

Инструмент Scratch Remover (Удаление царапин) часто можно применять вместо инструмента Clone (Клонирование), так как он намного удобнее — он сам анализирует заливаемые пиксели и их не нужно находить вручную.

На следующем рисунке (Рис. 70) вокруг рта находятся морщинки. Для их устранения мы накладываем первый разглаживающий прямоугольник по направлению морщинки. После отпускания мыши морщинка разглаживается. Если морщинка глубокая, то одного разглаживания может оказаться недостаточно. Если разглаживаний для одного фрагмента на изображении оказывается недостаточно, то следующее разглаживание должно происходить под другим углом к уже наложенному разглаживанию. Это обязательное условие, так как если создавать разглаживающие штрихи в одном направлении, то это будет заметно даже невооруженным глазом — размытие будет создаваться в одном и том же направлении, резко отличаясь от окружающих пикселей.

На рисунке (Рис. 71) морщинки разглажены, лицо стало ровным и заметно моложе на вид. Особое внимание при устранении морщин нужно уделять ширине захвата. На нашем рисунке, например, широкую морщинку можно устранить с помощью широкого захвата, но создать широкий захват мешает нос. Нос захватывать ни в коем случае нельзя, иначе его фрагменты обязательно попадут в узкие полоски захвата, на основе которых создается клонирование и испортят фотографию. Нам для примера потребовалось создавать несколько захватов в разных направлениях.

 Процесс разглаживания морщинки Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 70. Процесс разглаживания морщинки

Изображение с разглаженными морщинками Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 71. Изображение с разглаженными морщинками

Для удаления мелких царапин можно также использовать команду AdjustAdd/Remove NoiseAutomatic Small Scratch Removal (Настройка → Добавить/Удалить шум → Автоматическое удаление небольших царапин).

После выполнения данной команды открывается одноименное диалоговое окно (Рис. 72). В качестве исходного изображения мы использовали фотографию, в которой в одном из углов находились небольшие царапины. Эту область мы предварительно выделили инструментом Selection (Выделение).

 Диалоговое окно Automatic Small Scratch Removal (Автоматическое удаление небольших царапин) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 72. Диалоговое окно Automatic Small Scratch Removal (Автоматическое удаление небольших царапин)

На панели Local contrast limits (Пределы местной контрастности) определяется контрастность между царапинами и фоном:

Lower (Нижний) — низкая контрастность;

Upper (Верхний) — высокая контрастность.

Переключатель Strength (Интенсивность) определяет усилие по устранению царапин:

Mild (Невысокая) — устраняет мелкие царапины;

Normal (Норма) — устраняет средние царапины;

Aggressive (Очень высокая) — устраняют крупные царапины.

Примечание: несмотря на то, что предлагается такая градация царапин, речь все-таки идет именно о мелких царапинах. Поэтому, когда говорится о крупных царапинах, то понимается, что это крупные среди мелких царапин.

Индикатор Remove dark scratches (Удалить темные царапины) предназначен для удаления царапин, которые темнее, чем фон.

Индикатор Remove light scratches (Удалить светлые царапины) предназначен для удаления царапин, которые светлее, чем фон.

После настройки всех параметров нажмите на кнопку ОК для удаления царапин.

2.1.9.3. Инструмент Object Remover (Удаление объектов)

Инструмент Object Remover (Удаление объектов) () предназначен для исправления больших фрагментов изображения. Этот инструмент заменяет пиксели в одной выделенной области на пиксели, выделенные в другой области.

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 73).

 Панель опций для инструмента Object Remover (Удаление объектов) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 73. Панель опций для инструмента Object Remover (Удаление объектов)

Выделение первой области (которую нужно заменить) можно осуществить любым выделяющим инструментом, в том числе тем, который предлагается на панели Tool Options (Параметры инструментов). Первое выделение можно создать и с помощью данного инструмента: этот инструмент включается кнопкой Selection Mode (Режим выделения), который выглядит в виде лассо (). Этим инструментом нужно обвести область, которую необходимо удалить и заменить на другую область.

После выделения удаляемой области необходимо указать область, которая будет служить источником для замены пикселей в удаляемой области. Для этого нужно нажать на кнопку Source Mode (Режим источника) (). После этого на изображении создается прямоугольная рамка с 9 маркерами: 8 маркеров по контуру рамки, предназначены для изменения размеров рамки, и один маркер находится в центре рамки, предназначенный для поворота рамки вокруг оси.

В этой рамке нужно изменить размеры и ориентацию так, чтобы она была расположена в области, из которой будет осуществляться копирование пикселей.

Примечание: рекомендуется создавать прямоугольную область такого же размера, что и заменяемая область или немного больше ее.

Счетчик Opacity (Непрозрачность) определяет уровень непрозрачности пикселей в заменяющей области.

Счетчик Feather (Размытие краев) определяет степень размытия пикселей в заменяющей области при их копировании.

Установка флажка в индикатор Use all layers (Использовать все слои) позволяет копировать из заменяющей области пиксели, находящиеся на разных слоях. При сброшенном флажке в качестве источника выбираются пиксели из активного слоя.

Установка флажка в индикатор Smart Blending (Плавное сопряжение) смешивает края клонируемой области при вставке и повороте в заменяемую область.

После создания прямоугольной рамки выделения на панели становится доступной кнопка Apply (Применить), после нажатия на которую происходит копирование из одной области в другую. Копирование осуществляется не один к одному так, как пиксели расположены во второй области (откуда происходит копирование), а неоднократным наложением одних и тех же пикселей из этой области, но каждый раз с поворотом. При этом каждый раз накладываются частично прозрачные пиксели, поэтому копируемые пиксели получаются размытыми и чаще всего именно так и нужно их копировать.

На рисунке (Рис. 74) выделены две области: заменяемая и заменяющая. В центре заменяющей области находится компьютер. После применения данного инструмента вся заменяемая область занята именно этим компьютером (Рис. 75).

 Две выделенные области на изображении Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 74. Две выделенные области на изображении

Обработанное изображение Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 75. Обработанное изображение