05. ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ И ТИПЫ ГРАФИКИ

Категория: Corel PaintShop Pro X4
Опубликовано 25.02.2012 10:12
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 5063

5.1. Цветовая модель RGB

RGB — это цветовая модель, которая используется для описания реальных цветов и для их воспроизведения на мониторе компьютера. Данная цветовая модель основана на трех основных цветах: красном, зеленом и синем (Red, Green, Blue), каждый из которых может иметь один из 256 уровней интенсивности. Модель RGB называют еще аддитивной первичной моделью, так как по мере увеличения яркости отдельных цветов результирующий цвет также становится ярче или интенсивнее. В итоге смешения всех трех цветов в максимальном значении образуют чистый белый цвет (RGB (255, 255, 255)). Эта модель используется во всех мониторах и является стандартом во многих программах. Цветовая модель RGB может изменять каждый составляющий цвет в диапазоне от нуля до 255 (256 значений) и передавать всю палитру цвета.

Красный, зеленый и синий цвета могут накладываться следующим образом:

Наложение 2 цветов: Красный и Зеленый. Наложение красного и зеленого цвета с максимальной интенсивностью дает чистый желтый цвет. Уменьшение интенсивности красного цвета изменяет цвет в сторону зеленого, а уменьшение интенсивности зеленого делает цвет оранжевым. Синий цвет отсутствует.

Наложение 2 цветов: Зеленый и Синий. Без красного зеленый и синий цвета образуют голубой цвет с порядка 65 тысяч оттенков этого цвета. Красный цвет отсутствует.

Наложение 2 цветов: Синий и Красный. Наложение синего и красного цветов в максимальной пропорции образуют чистый пурпурный цвет. При уменьшении интенсивности синего, цвет превращается в розовый, а при уменьшении интенсивности красного — в фиолетовый цвет. Зеленый цвет отсутствует.

Наложение 3 цветов: Красный, Зеленый и Синий. Наложение этих цветов с максимальной интенсивностью (255, 255, 255) дает чистый белый цвет — самый яркий цвет всего видимого спектра.

Отсутствие цвета. Низкие интенсивности отдельных цветовых составляющих при наложении образуют черный цвет или родственные ему цвета. Полное отсутствие всех трех составляющих цветов (RGB(0, 0, 0)) образуют чистый черный цвет.

С точки зрения редактирования изображений на экране цветовая модель RGB является наиболее удобной и распространенной. Изображение, созданное в этом цветовом режиме, можно записать на диск в любом из графических форматов, в том числе поддерживаемых популярным приложением Adobe Photoshop, разве что кроме формата *.GIF.

Существенный недостаток цветовой модели RGB заключается в том, что далеко не все цвета, созданные в ней, можно вывести на печать, поэтому многие цвета могут быть потеряны.

5.2. Цветовая модель CMYK

Цветовая модель CMYK — это попытка устранить недостатки модели RGB. Модель CMYK использует четыре цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный (Cyan, Magenta, Yellow, blacK). Модель CMYK является субстрактивной моделью, т. е. использующей белый цвет, вычитая из него некоторые цвета. Модель CMYK противоположна модели RGB — при смешении первых трех красок образуется чистый черный цвет, а при отсутствии всех трех красок образует чистый белый цвет.

Наложение 2 цветов: Голубой и пурпурный. Наложение голубой и пурпурной краски с максимальной интенсивностью дает глубокий синий цвет с незначительным фиолетовым оттенком. Уменьшение интенсивности голубой краски делает цвет пурпурным, а уменьшение интенсивности пурпурного — синим цветом средней насыщенности. Желтая краска при этом полностью отсутствует.

Наложение 2 цветов: Пурпурный и желтый. Наложение пурпурного и желтого цветов образует ярко-красный цвет. Уменьшение интенсивности пурпурной краски превращает цвет в оранжевый, а уменьшение интенсивности желтой — в розовый цвет. Голубая краска отсутствует.

Наложение 2 цветов: Желтый и голубой. Наложение этих двух цветов образует ярко-зеленый цвет со слабым синим оттенком. Уменьшение интенсивности желтого цвета дает изумрудный, а уменьшение интенсивности голубого цвета создает светло зеленый цвет. Пурпурный цвет отсутствует.

Наложение 3 цветов: Голубой, пурпурный и желтый. Наложение этих трех цветов с максимальной интенсивностью образует грязно-коричневый цвет.

Любые печатающие устройства, в том числе и принтер, настроены на цветовую модель CMYK, поэтому если результат работы должен быть распечатан, то перед печатью необходимо готовый рисунок перевести в эту модель, так как работа в Adobe Photoshop осуществляется в основном в режиме RGB. Поэтому результат просмотра фотографии в новом режиме может вас сильно огорчить, так как оттенки цветов могут измениться. Не нужно думать, что изменения цветовых оттенков изменятся кардинальным образом. Как правило, это мелкие, не очень заметные на глаз, изменения. Цвета RGB, не соответствующие цветам CMYK, подгоняются под ближайшие цвета CMYK.

К сожалению, вам придется постоянно думать о том, в каких моделях работать и на какой стадии создании рисунка переходить с одной модели на другую. Ни в одной книге не дается точного ответа. Привязка монитора и принтера к разным цветовым моделям очень сильно усложняет жизнь пользователей приложения Corel PaintShop Pro X4.

5.3. Цветовые модели HSB, HSL и HSV

Цветовая модель HSB состоит из семи цветов: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий и Фиолетовый. То есть это набор натурального спектра. Однако аббревиатура составлена не из цветов, а из трех слов: Hue (Тон), Saturation (Насыщенность) и Brightness (Яркость).

На стороне Н расположены цвета спектра. Это, как уже сказано выше, семь цветов. Цветовой тон измеряется величиной угла в диапазоне от 0 до 360°.

На стороне S расположены параметры цвета, определяющие его чистоту. Чистота цвета выражается в процентах, от 0 до 100%.

На стороне В расположены параметры цвета, определяющие уровень освещенности цвета. Уровень освещенности измеряется в процентах и определяется от 0 до 100%.

Несмотря на то, что модель HSB обладает многими достоинствами и простотой понимания, она не достаточно широко развита, ввиду того, что ее нужно постоянно преобразовывать в модели RGB или CMYK.

Цветовая модель HLS приходится родной сестрой модели HSB. В качестве Hue (Оттенки или Тона) используется набор спектральных цветов. Параметр Saturation (Насыщенность) в этой модели немного отличается от такого же параметра в модели HSB: если в HSB увеличение насыщенности приближает цвет к черному цвету, а уменьшение — к белому, то в модели HLS увеличение насыщенности приближает цвет к чистому спектральному цвету, а уменьшение — к черному. Параметр Lightness (Освещенность или Яркость) определяет диапазон доступных значений цвета. Уменьшение освещенности приближает цвет к черному, а увеличение — к белому. При средних значениях освещенности диапазон доступных значений цвета наиболее широк. Кроме этого в модели HSB значение Hue (Оттенки или Тона) измеряется в градусах поворота цветового круга, а параметры Saturation (Насыщенность) и Brightness (Яркость) в процентах от 0 до 100%. В модели HLS все три параметра измеряются в числах в диапазоне от 0 до 255.

Цветовая модель HLS используется довольно часто. Эта цветовая модель применяется (вместе с моделью RGB) в цветовой палитре Microsoft Windows. Эта цветовая палитра (и модель вместе с ней) используется, например, в приложениях Microsoft Office, Microsoft Visual Studio, Corel Painter 12 и т. д.

Цветовая модель HSV основывается на трех параметрах: Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность), Value (Величина). Последний параметр характеризует яркость цвета. Эта цветовая модель используется в качестве основной в приложении Corel Painter 12.

5.4. Цветовая модель CIE Lab

Модель Lab является технологической возможностью работать в аппаратно-независимом цветовом пространстве. Это означает, что данная цветовая модель не зависит от конкретного монитора или принтера. Изучая модели RGB и CMYK, вы уже обратили внимание, что каждая из них действует только на одном типе устройств — на мониторе или принтере. Отсюда слабость каждого из них.

Цветовая модель Lab была предложена в 1931 г. Международной комиссией по освещению в качестве стандарта цветовых измерений. В 1976 г. после начала бурного развития компьютерной и телевизионной техники эта модель получила свое дальнейшее развитие, и был предложен вариант этой модели — L*a*b.

Цветовой режим L*a*b пользуется тремя каналами, один из которых соответствует яркости или светлоте L, а два других — цветовым параметрам, обозначаемым буквами b и c. Белый цвет соответствует максимальной интенсивности, черный цвет соответствует минимальной интенсивности. Канал b содержит цвета в диапазоне от темно-зеленого (низкая яркость) через серый (средняя яркость) до ярко-красного (высокая яркость). Канал c соответствует цветам от светло-синего (низкая яркость) через серый до ярко-желтого (высокая яркость).

Цветовая модель не зависит от конкретного устройства и является моделью-посредником, например, в приложении Adobe Photoshop и одной из основных моделей в приложении CorelDRAW Graphics Suite X5. Все преобразования цветовых моделей происходят с использованием модели L*a*b. Например, при преобразовании изображения в режиме RGB в режим CMYK оно сначала конвертируется в режим L*a*b. После конвертирования в режим CMYK это изображение должно будет обратно конвертироваться в режим RGB для представления его на экране монитора, так как монитор работает в этом цветовом режиме. При этом строятся цветовые таблицы, которые используются в обоих преобразованиях без изменения. Этим и объясняется неизменность цветов при преобразовании режимов.

Большинство пользователей работают именно в этой цветовой модели, так как она обладает большим цветовым набором и такой же большой скоростью, как и модель RGB. При переходе с модели L*a*b на модель CMYK искажения цветов происходят, но не так заметно, как при переходе с RGB на CMYK. Все это делает данную модель все более и более популярной.

5.5. Цветовая модель Greyscale

Цветовая модель Greyscale основывается на 256 оттенках серого цвета. Серые оттенки получаются в результате смешивания двух цветов — черного и белого. Значение 0 соответствует чистому черному цвету. Значение 255 соответствует чистому белому цвету.

Цветовая модель Greyscale может быть востребована при создании изображения в серых тонах, например, для черно-белой печати.

Примечание: в некоторых приложениях используется полутоновая модель, использующая только черный и белый цвет. Такие изображения часто применяются в полиграфии, так как требуют минимальных затрат.

5.6. Системы сопоставления цветов

Каждая из рассмотренных выше цветовых моделей не представляет всей широты охвата цветового восприятия человека. Да и само цветовое восприятие у каждого человека различно. К тому же человек сам не способен без специальной техники воспринимать некоторые цвета, например, ультрафиолетовые или инфракрасные цветовые оттенки. И хотя некоторые животные способны к такому восприятию, речь сейчас идет не о них, а именно о человеке, так как цветовые компьютерные модели создаются для человека.

Каждая из рассмотренных цветовых моделей лишь моделирует такое восприятие. Отсюда возникают всевозможные расхождения в представлении цвета между этими моделями. На рисунке видно, что три основные цветовые модели имеют несовпадающие области между собой. И это при том замечании, что еще существуют цвета Web, в которых также имеются значительные цветовые ограничения. При этом области RGB и CMYK представляют собой не сплошные области, а в виде сетки, то есть цветовой охват на самом деле выглядит еще сложнее.

Поэтому при работе с изображением необходимо постоянно помнить об этом и точно знать, для каких целей предназначено ваше изображение — для печати, для передачи по сетям Web или для просмотра на экране монитора.