Закрытие непопулярных ВУЗов

Категория: Главная
Опубликовано 26.08.2011 12:21
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 6349

Премьер-министр РФ В.В. Путин заявил о необходимости закрытия плохих ВУЗов. Действительно, ВУЗов в РФ расплодилось немерено. В начале 90-ых любое ПТУ могло позиционировать себя как ВУЗ. Расплодилось много мошеннических ВУЗов. Если раньше дипломы об окончании ВУЗа продавались в переходах, то теперь мошенники могут закончить ВУЗ на законных основаниях. Если купленный в переходе диплом могут проверить и выяснить, что "такой-то" там не учился, то теперь в некоторых ВУЗах "студенты" действительно числятся там все 5 или 4 года (но не посещают занятий, не сдают экзаменов) и получают диплом, придраться к которому невозможно.

Некоторые виды лицензирования требуют наличия в организации или определенного числа работников с двумя дипломами или остепененных. Последнее сложнее, первое проще.

К счастью, таких жульнических ВУЗов немного и ими пусть занимаются соответствующие органы. Займемся другим вопросом: качеством образования, предоставляемого ВУЗами. Так как я сам только что уволился из ВУЗа, то этот вопрос я изучил достаточно хорошо.

Единственное, что ценится в работниках ВУЗа, это его остепененность. Есть степень, хорошо. Нет, плохо. Как преподаватель знает предмет, это никого не интересует. Причем степень важна любая.

Рассмотрим следующий пример. На кафедре информатики объявили о наличии вакантной должности. Пришли 2 человека: один кандидат исторических (ну хорошо, не исторических — философских) наук. Вторым пришел Билл Гейтс. Причем в отделе кадров знают, кто такой Билл Гейтс. Как Вы думаете, кого возьмут и кем? А думать тут не нужно! Кандидата каких-то там наук возьмут доцентом, а Билла Гейтса в худшем случае не возьмут вообще, а в лучшем — возьмут на должность преподавателя. Кандидат каких-то там наук, не смыслящий в компьютерных технологиях ничего, будет читать лекции, а Билла Гейтса, знающего компьютерные технологии, как зависимого от него человека будет гнобить.

Представьте, что Д. Менделеев пошел преподавать историю зарубежных стран, а Т. Грановский пошел бы преподавать неорганическую химию. Эх, и напреподавали бы они. Один преподаватель с кафедры рассказывал, как его послали преподавать Visual Basic.NET, который он не знал. Каждый раз, когда он это рассказывал, он вспоминал дни своего позора и как студенты, которые сразу все поняли, на него смотрели.

Рассмотрим теперь вопрос о защите. Чтобы получить степень, нужно защищаться. Это значит, что должен пролиться золотой дождь над кучей людей за счет диссертанта. Во всем мире это совершенно не так! Большинство людей получает степени за публикации, то есть за реальные достижения в науке. С учеными званиями такая же проблема: попробуй сунься сюда без степени! Хотя официально наличие степени для получения звания совершенно не обязательно.

Какой бред я слышал! Вот только несколько перлов:

"Если Вы удалили файлы из Корзины, то восстановить их уже невозможно..."
"Вы должны записать файлы на диски CD с помощью Nero или Alcohol..."

Какой бред! И файлы удаленные из Корзины можно восстановить и записать файлы с помощью Alcohol нельзя. Образ записать можно, а файлы нельзя. Прочитали мои учебники, ничего не поняли и решили перед студентами покрасоваться! Причем это только часть бреда, который я слышал! Что же говорили они без меня! А вот почин: для сдачи зачета или экзамена по информатике нужно получить загранпаспорт, права на вождения автомобиля и получить визу в любую страну! Этот человек что, крышует автошколу и отдел выдачи загранпаспортов? Да нет! Это его личная бредовая инициатива. А вот еще вопрос: информатика, программирование или информационные технологии в какой-нибудь отрасли это разные дисциплины или нет? По моему разные. А вот некоторые преподаватели считают, что одна и та же дисциплина. Причем все попытки студентов жаловаться на таких преподавателей неизменно заканчивалась ничем. А почему?

Мой учитель профессор Цимбалов И. П. когда хотел показать никчемного и тупого преподавателя всегда приводил в пример одного своего знакомого, но профессора. Однажды у них зашел разговор, кто что преподает и Цимбалов заинтересовался одной дисциплиной, которую оба преподавали. Он переспросил того (тупого): а как ты эту дисциплину преподаешь? Тот ответил, что он вообще эту дисциплину не знает. Тогда Цимбалов его переспросил: а как же ты ее преподаешь? И тот ответил: "Я хитрый. Я переписал текст из одного учебника, а студентам этот учебник в списке литературы не даю". Тогда Цимбалов его спросил: "Но ведь студентам же обязательно что-нибудь должно быть непонятно. Они же вопросы должны задавать". И тогда тупой ответил: "А я в этом случае говорю: О, какой интересный вопрос! Так. Все пишут реферат на эту тему". А если второй вопрос? Тогда пишут второй реферат. Третий вопрос уже никто никогда не задает, так как понимают, что это же на них и упадет.

Когда я рассказывал эту историю на кафедре неожиданно одна преподавательница начала смеяться, ну чуть ли не потери сознания. А когда я закончил, она сказала, что и она практикует то же самое, но редко. Не один тупой дошел до этого!

Когда я заявил, что хочу получить степень только за свои публикации это вызвало взрыв негодования! Мы мол мучились, каждая дрянь об нас ноги вытирала, а ты хочешь без нервотрепки все получить и бесплатно!

Когда студенты узнавали, сколько у меня публикаций, они обязательно при мне же переспрашивали других преподавателей нашей же кафедре, а сколько публикаций у них. А когда узнавали, что ни одной, обязательно переспрашивали, а почему же тогда преподают люди без публикаций, а не наоборот. Какие взгляды тогда на меня бросали! Когда я увольнялся, у многих на грустных лицах была такая затаенная радость, что теперь их не с кем будет сравнивать.

В последние месяцы я оттягивался на них на полную катушку. Например, подходил и спрашивал: "А вот есть HTML файлы. А Вы не знаете, как их компилировать?". Люди так уходили в себя, что я боялся, как бы они там внутри себя не заблудились.

Наконец, зарплаты. Преподаватель получает рублей 5-6 тыс. Не более. Доцентам и профессорам доплачивают. Кстати, доплачивают только в нашей стране. За границей степень является преимуществом для занятия должности, но не более. Кто же пойдет на такие нищенские зряплаты? Специалист никогда не пойдет в ВУЗ, если только альтруист, типа меня. У читателя может сложиться мнение, что хуже описанной мной кафедры нет ничего. На самом деле это не так. Есть и хуже. В институте дураков (так его сами студенты называют) до сих пор преподают MS-DOS! Этот институт закрывают, набора уже нет. Но ведь преподаватели из него также побегут куда-нибудь устраиваться. И самое то плохое — обязательно устроятся. Умных, полу-умных или частично-умных выгонят, а их возьмут.

Менять нужно не кадры, а систему подбора кадров. Пока будет существующая устаревшая система присвоения степеней и званий, ничего не изменится.