- Подробности
-
Категория: Работа со шрифтами
-
Опубликовано 27.09.2011 15:17
-
Автор: Шитов В.Н.
-
Просмотров: 2401
Как только древний человек создал первый рисунок, он на самом деле создал текст, в котором пытался передать какие-то свои мысли или чувства. От тех рисунков осталось всего несколько наскальных изображений. Камень — материал долговечный и если на этот камень не попадала вода, то краске на этом камне ничего не угрожало. Поэтому до нас частично дошли эти послания. Но человек наверняка выражал свои мысли и чувства и на других материалах, например, на коре березы или другого дерева человек рисовал двух страшных уродов, взявшихся за руки, означавших, что Чингачгук (что значит Большой Змей), любит Утатауа (что значит Звонкий Ручеек), а Утатауа любит Чингачгука (или как их там звали). Но то дерево состарилось и сгнило еще за тысячелетия до нас. Что же еще, кроме уродов, мог нарисовать древний человек? Ведь ни Микеланджело, ни Рафаэля среди них быть не могло. Но для Чингачгука с Утатауа эти уроды обозначали их самих и с их точки зрения были очень похожими и красивыми. Микеланджело с Рафаэлем появились только тогда, когда для этого появились условия: в первую очередь освобождение от физического и сельскохозяйственного труда и появление долговечных красок, то есть появление великих мастеров зависит от социальных и технических условий.
Обратите внимание, что кроме реальных предметов, древний человек не мог нарисовать более ничего: он рисовал то, что окружало его: людей, животных, в первую очередь — сцены охоты. Со временем рисунок начал уменьшаться в размерах, предметы на этом рисунке также необходимо было уменьшить. Такое письмо называется пиктографическим или образно-картинным. Текстовое письмо появилось тогда, когда у древнего человека появилось то, что сделало его человеком разумным: воображение.
Постепенно для ускорения процесса письма стали появляться упрощенные изображения тех или иных предметов. Так появилось иероглифическое письмо, то есть текст, составленный из небольших схематичных рисуночков. Каждый рисуночек чаще всего обозначал отдельное слово. Слов было немного, иероглифов еще меньше, так как сначала иероглифы создавались только для главных слов.
Египетский алфавит, появившийся в IV тысячелетии до н. э. насчитывал порядка 600 знаков. Египетские иероглифы записывались на папирус, который мог терпеливо ждать завершения создания текста. А вот у шумерского письма, появившегося примерно в то же время, время ждать не было: тексты создавались на глине, которая быстро высыхала. Да и рисовать приходилось не пером с чернилами, а специальной заостренной палочкой, которой было сложно создать сложный рисунок: глина просто разваливалась и выпадала из таблички. Поэтому шумерские иероглифы пришлось превратить в систему клинообразных символов, хотя первоначально их иероглифы также представляли собой окружающие их предметы, человека или животных. Удивительно, но и у египтян и у шумеров найдены художественные произведения, как проза, так и поэзия. То есть даже их иероглифы позволяли создавать сложные тексты. А ведь первоначально письменность создавалась для узкопрактических интересов: подсчета чего-либо, учета уплаты налогов и т. д.
Каждый иероглиф создавался вручную, поэтому о шрифтах не могло идти и речи. Например, иероглиф «Рыба» мог представлять собой совершенно разную рыбу. Каждый писец видел рыбу, но пород рыб много, поэтому у каждого писца иероглифы, хотя бы немного, но просто обязаны были отличаться друг от друга: разный хвост, разные плавники. Точно так же, как у современного человека имеется разный почерк и одни и те же буквы хотя бы немного, но отличаются от тех же букв другого человека. Египтяне пытались усовершенствовать свою текстовую систему. Иероглифы обозначали уже не целые слова, а только слоги или звуки. Иероглиф обозначал предмет, начинающийся на данный звук. Число иероглифов при этом резко сократилось.
Со временем число иероглифов увеличивается. Например, в современном Китае несколько тысяч иероглифов. С техническим развитием число терминов резко увеличивается. Новые слова появляются практически каждый день — придумать для них новые иероглифы становится проблематично, хотя ведь китайцы, японцы и корейцы как-то выкручиваются.
Небольшое лирическое отступление. Кстати о почерке: в одном блоге читал, как один студент рассказывал о том, что их преподы приказывают им писать рефераты только от руки, объясняя это тем, что «наглые» студенты передирают рефераты в Интернете, а потом распечатывают на принтере. Хитрый студент рассказывал, как он вышел из этого затруднительного положения: он написал на бумаге буквы прописные и строчные, а также цифры и некоторые символы, сканировал страницу, а потом на основе этого изображения создал свой рукописный шрифт и теперь просто распечатывает те же стыренные тексты, но оформленные рукописным шрифтом. Другие студенты пишут, что они создали 2-3 рукописных шрифта, а потом написавшие скрипт, рандомизирующий буквы в тексте из этих шрифтов (то есть выхватывающий буквы то из одного шрифта, то из другого). В этом случае буквы выглядят по-разному и текст более похож на рукописный. Кажется глупость (я имею в виду требования преподавателей), но у моей дочери в школе были такие же правила. На самом деле печатный текст, хоть в электронном виде, хоть в печатном уже говорит о том, стыренный это текст или нет. Конец лирического отступления.