- Подробности
-
Категория: Работа со шрифтами
-
Опубликовано 27.09.2011 15:43
-
Автор: Шитов В.Н.
-
Просмотров: 2922
Алфавитом, или азбукой, называется набор знаков, принятых для обозначения фонетических звуков речи в письменной системе какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. Слово «алфавит» происходит от двух первых букв греческого алфавита: «Альфа» и «Бета» (Alphabet и по-английски и по-немецки). В России вместо термина «Алфавит» употребляется также слово «Азбука», которое происходило от первых двух букв русского алфавита: «Аз» и «Буки». Знаки алфавита называются буквами. Многие путают термины «Алфавит» и «Шрифт». Алфавит — набор букв. Шрифт — способ написания букв алфавита, а также цифр, знаков препинания, фонетических символов и т. д.
Последние археологические исследования показали, что гиксосы, жившие рядом с Древним Египтом, были создателями первого в мире алфавита, состоящего из букв, а не из иероглифов. Первые алфавиты были также созданы в Финикии и Израиле предположительно где-то в XI веке до н. э., откуда его переняли древние греки, а от них римляне. В греческом алфавите впервые появились гласные буквы. В древней русской текстовой системе сначала также гласные буквы не использовались, как и пробелы, поэтому чтение текстов было непростой задачей. Все европейские алфавиты созданы на основе греческого и латинского алфавитов. Алфавитные системы были созданы не только в Европе, но и в Азии: в Бирме, Таиланде, Армении, Грузии, Абхазии, арабских странах. Число букв в этих алфавитах варьируется от 22 до 60 с небольшим. Западно-европейские алфавитные системы основываются в основном на латинском алфавите, а восточно-европейские алфавитные системы в основном основываются на усовершенствованном греческом алфавите.
В латинице чуть более 20 символов (в латинском 25), но, тем не менее, используя комбинации букв или, правильнее, диграфы, можно воспроизвести все звуки, например, русского языка, использующего 33 буквы. Например, в немецком языке буква «Ш» обозначается как «SCH», буква «Ж» как «SH», а буква «Ч» как «TSCH». В английском языке буква «Ш» пишется как «SH». В чешском языке буква «Ч» пишется как «CZ». На самом знаменитом чешском мотоцикле стоял именно такой диграф.
Не следует путать диграфы с лигатурами. Диграфы — комбинации букв для обозначения другой буквы. Лигатуры — несколько символов, обычно букв, на одной литере, плавно переходящих одна буква в другую. В лигатуре символы могут менять свое начертание в сравнении с отдельными буквами, из которых состоит лигатура. После создания цифровых шрифтов лигатура это также один символ, созданный из нескольких символов. Например, шрифт Book Antiqua или шрифт Times New Roman. Некоторые буквы на лигатурах слились так, что появились новые символы, например, символ амперсанда (&).
В латинице используется несколько стандартных лигатур (обычно 9). В русском языке лигатуры традиционно не используются. Тем не менее, в рукописных или курсивных шрифтах создание лигатур теоретически возможно в любом языке, в том числе и в русском. Например, при изучении вязи мы говорили, что внутри одной буквы может находиться другая. Эта другая буква вполне может изменить свое начертание, чтобы поместиться во внутрибуквенном просвете.
Алфавитный текст в любом случае намного длиннее, чем текст иероглифический, но алфавитный текст оказался более универсальным при появлении новых слов.
Каждый язык предполагает не только набор букв и цифр, но и направление текста. Основные европейские языки предполагают направление текста слева направо и сверху вниз. Арабский и еврейский языки предполагают направление текста справа налево и сверху вниз. Японский язык предполагает направление текста сверху вниз и справа налево. Поэтому в каждом алфавите буквы созданы именно с особенностью направления текста. Например, буквы «е» или «с» своим хвостиком показывают вправо, то есть в сторону направления текста. Для примера: буквы еврейского «», «» и арабского алфавита «», «», «». Даже невооруженным глазом видно, что завершающий, более тонкий каллиграфический штрих в арабских буквах завершается именно слева, то есть в направлении письма. Говорят, что древние греки, переняв еврейский алфавит, также сначала писали справа налево, но что-то у них пошло не так, и направление письма изменилось (на некоторых медных вазах текст у греков написан наоборот, хотя, возможно, просто литейщики перепутали и отлили текст наоборот).
Несмотря на то, что и древнегреческий и латинский языки давно являются мертвыми языками, тем не менее, они до сих пор используются в разных науках в качестве основного языка. Например, латинский язык является языком общения в медицине и отраслях, связанных с медициной, например, в фармацевтике. Греческие буквы используются в математических и физических формулах.
И греческий и латинский алфавиты, на основе которых создавалась латиница, глаголица и кириллица, являются алфавитами бикамеральными, то есть имеющими наборы прописных и строчных букв. Прописные буквы называются маюскалами, а строчные буквы называются минускалами. Обычно такая терминология используется для обозначения букв древних текстов. В настоящее время используются термины «ПРОПИСНЫЕ» и «строчные» буквы.
Такое внимание к древним текстам не случайно. Если вспомнить, как древние римляне оформляли свои надписи на монументальных сооружениях, то можно обратить внимание, что все надписи выполнены печатными маюскалами, то есть прописными буквами. Знаки препинания не использовались или они применялись совершенно для других целей. При этом пробелы между словами часто не предусматривались: слова писались слитно. В русской текстовой системе пробелы также появились не сразу, а спустя много веков: слова записывались подряд без пробелов.
Обычные тексты, создаваемые людьми, не могли создаваться печатными буквами, а только от руки. Письмо, созданное от руки, но с помощью маюскального письма, называлось рустикой, то есть упрощенной формой письма. Рустика создавалась с помощью тонких вертикальных штрихов и жирных горизонтальных штрихов, характеризовалась узкими пропорциями букв. Предлагается целое семейство шрифтов с названием Rustika, но кириллических символов в шрифтах мы не нашли.
Тем не менее, обычные тексты (не торжественные) оформлялись как прописными, так и строчными буквами. Такие тексты создавались от руки. Первоначально, разумеется, строчные буквы были похожи на прописные, только меньшего размера, но со временем внешний вид букв стал изменяться. Сравните внешний вид буквы: «А», «а» и «» (две первые — Times New Roman, последняя — Monotype Corsiva) или «Т», «т» и «» (шрифты те же). Строчные буквы зачастую совершенно не похожи на прописные, хотя и не всегда. Изменение внешнего вида букв происходило в течение веков. Технология написания букв постепенно упрощалась, принимая вид примитивов: овалов, отрезков прямых, крючков. Практически все строчные буквы русского алфавита при написании от руки состоят именно из этих примитивов.
Бумага была изобретена в Китае. В Европе же долгое время писали на пергаменте, который получался сложной переработкой кожи. Обычно использовалась овечья кожа, как наиболее распространенная и дешевая. Тем не менее, использовалась и кожа других животных. Например, при создании Кодекса Гигас, более известной под именем Библии дьявола или Кодекса Люцифера, была использована кожа со 160 ослов. Кодекс хранился в нескольких вложенных друг в друга сундуках, и каждый сундук был заперт на замок и обмотан цепью, чтобы книга не «сбежала» и не натворила зла. Такова была сила слова! А ведь в книге были всего лишь официальные религиозные канонические тексты. Библией дьявола она называлась только потому, что, согласно легенде она была написана за одну ночь самим дьяволом, внесшим в канонические тексты ряд своих поправок, в результате чего добро должно было превратиться во зло. В настоящее время книга хранится в Швеции, но многих страниц книги не хватает. Очевидно, они были уничтожены в средние века каким-нибудь мракобесом-фанатиком или какой-нибудь почитатель дьявола отчаянно пытался вызвать этими страницами своего подземного властителя. Пергамент был намного долговечнее бумаги. Кроме этого с его поверхности можно было соскоблить написанный текст и записать другой. Пергамент, с которого был соскоблен или смыт предыдущий текст, назывался палимпсестом. Поэтому дневники сейчас делают из бумаги, чтобы двойки и вызовы родителей в школу трудно было стереть.
Почему мы обращаем внимание на материал для письма? Ведь это, казалось бы, совершенно не относится к самому тексту. На самом деле, конечно же, относится, точно так же, как и инструмент, которым создавался текст. Шумеры, взяв за основу сложное иероглифическое письмо, используя глиняные дощечки, постепенно пришли к клинописи. Древние русичи писали на бересте и буквы у них были угловатые и резкие, потому что надписи можно было сделать только заостренным ножом. Писать на столе начали всего несколько веков тому назад. До этого писали в основном на колене. Это также влияло на внешний вид букв. Писать ножом на тонкой бересте на колене не только неудобно, но еще и опасно. Готический шрифт и русский устав обычно представлял собой округлые буквы с множеством коротких отрезков прямых, потому что писали широким пером, но уже на столе. На внешний вид букв повлияло все: и основной материал, и инструмент, которым наносился текст, и даже красящее вещество (чернила, тушь, гуашь, темпера), которыми текст создавался. Буквы в алфавите сложились в ходе многовекового развития, с учетом технологии их написания. Сам алфавит также неоднократно редактировался: одни буквы исчезали, появлялись новые буквы, изменялось начертание букв (происходило в основном упрощение написания букв).