15. Создание латинского гражданского шрифта

Первые печатные книги набирались готическими шрифтами, имитирующими существовавшие на тот момент рукописные шрифты. Главный недостаток готического шрифта в том, что он занимает много места на бумаге. Буквы приходилось делать крупными, что требовало большой объем бумаги. Например, Библия Иоганна Гутенберга набрана 20 размером шрифта, то есть раза в 2 крупнее, чем используемые в настоящее время размеры шрифтов. Большинство наших книг, изданных в московских издательствах, набрано 10 размером шрифта (в основном использовались гарнитуры TextBook, Times). Сами мы для верстки своих собственных книг используем размер шрифта 9,5 (гарнитура BalticaC). Наши научные статьи или выступления на конференциях обычно набирается в различных сборниках размером шрифта, не превышающим 8–8,5 пунктов. Использовать готические шрифты такого мелкого размера бессмысленно — текст будет просто не читаем.

Осмысление необходимости замены готических шрифтов на другие шрифты началось сразу же после издания первых печатных книг. Напоминаем, что первые печатные книги появилось в период, называемый эпохой Возрождения или Ренессанса. Поэтому в этот период был повышенный интерес к античной культуре и ко всему, что было с ней связано, в том числе интерес к римским классическим шрифтам. Поэтому издатели начали создавать шрифты, напоминающие античные. Такие шрифты назвали антиквой. Например, в 1467 году итальянские издатели Конрад Свейнгейм и Арнольд Паннартц, ученики Иоганна Гутенберга, издали книгу (речи Цицерона), в которой вместо традиционных готических шрифтов был использован шрифт, приближающийся к антикве. Это позволило резко уменьшить размер шрифта (до 12), а сам размер шрифта стал в последующем эталоном и был назван цицеро. Мелкий размер шрифта позволял сократить объем бумаги и дорогого пергамента для издания книг.

Создание упрощенного начертания букв дало толчок к дальнейшей работе в этом направлении. Свой вклад в создание нового печатного типа шрифта внесли итальянцы Иоганн и Венделинда Спира, француз Никола Иенсон, немец Иоганн Ментелин. Интерес к шрифтам был настолько велик, что даже великий Леонардо да Винчи разрабатывал теоретические основы нового шрифта. На основании этих идей Лука Пачиоли в сочинении «О божественной пропорции», изданном в 1509 году, Альбрехт Дюрер в сочинении «Наставление к измерению циркулем и угольником», изданном в 1525 году переработали латинский алфавит. В основе буквы был взят квадрат со стороной, разделенной на десять частей, и вписанный в этот квадрат круг. Для основных штрихов взята часть квадрата, дополнительные штрихи — в три раза тоньше. Жоффруа Тори в сочинении «Цветущий луг», изданном в 1529 году, взял за основу пропорции фигуры и лица человека.

В XVIII веке интерес к математическим или геометрическим системам шрифтов падает. В основу создания шрифтов берется правило красоты и гармонии. Математические расчеты пропорции буквы можно было вести на бумаге для крупных букв, но литеры букв были очень маленького размера, и применить к ним сложные расчеты было технически неудобно.

Типографским теоретическим исследованиям были посвящены работы Эрнхарда Ратдольта, Альдуса Манутиуса, Николаса Йенсона, Франческо Гриффо, Людовика Дегли Арии да Винченсо, Джефри Тори, Кристофера Плантина, Джиованбатиста Палатина, Джованантонии Таглиенте.

Дальнейшие практические разработки шрифтов вели Клод Гарамон, Уильям Кэзлон, Джон Баскервилл, Джамбаттиста Бодони. Памятниками им будут созданные шрифты: Garamond, Caslon, Baskerville, Bodoni и производные от них.

Авторские права

Материалы с этого сайта разрешается использовать в личных некоммерческих целей. Запрещается размещать материалы на других сайтах без разрешения правообладателя.