17. «Игумен Пафнутий руку приложил»… Каллиграфия

Категория: Работа со шрифтами
Опубликовано 27.09.2011 18:14
Автор: Шитова В.Н.
Просмотров: 4844

Князь Мышкин, образ которого создал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот», покорил семью своих родственников Епанчиных тем, что не получив никаких знаний в связи со своей болезнью, мог писать разными почерками, имитируя разные шрифты, как рукописные, так и печатные. Один из своих росчерков он оформил фразой «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил…»:

«— Вот это, — разъяснял князь с чрезвычайным удовольствием и одушевлением, — это собственная подпись игумена Пафнутия, со снимка четырнадцатого столетия. Они превосходно подписывались, все эти наши старые игумены и митрополиты… Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый крупный французский шрифт прошлого столетия, иные буквы даже иначе писались, шрифт площадной, шрифт публичных писцов… Вот и еще прекрасный и оригинальный шрифт, вот эта фраза: «Усердие все превозмогает». Это шрифт русский, писарский или, если хотите, военно-писарский. Так пишется казенная бумага к важному лицу, тоже круглый шрифт… Каллиграф не допустил бы этих росчерков, или, лучше сказать, этих попыток расчеркнуться, вот этих недоконченных полухвостиков, — замечаете, — а в целом, посмотрите, оно составляет ведь характер, и, право, вся тут военно-писарская душа проглянула: разгуляться бы и хотелось, и талант просится, да воротник военный туго на крючок стянут… Ну, вот это простой, обыкновенный и чистейший английский шрифт: дальше уж изящество не может идти, тут все прелесть, бисер, жемчуг; это законченно; но вот и вариация, и опять французская… тот же английский шрифт, но черная линия капельку почернее и потолще, чем в английском, ан — пропорция света и нарушена; и заметьте тоже: овал изменен, капельку круглее, и вдобавок позволен росчерк, а росчерк — это наиопаснейшая вещь! Росчерк требует необыкновенного вкуса; но если только он удался, если только найдена пропорция, то этакой шрифт ни с чем не сравним…

— Ого! да в какие вы тонкости заходите, — смеялся генерал, — да вы, батюшка, не просто каллиграф, вы артист…»

(Достоевский Ф. М. Идиот. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 35-36)

В этом небольшом отрывке изложена практически вся идеология создания и использования шрифтов: шрифт должен быть читаемым и привлекательным. Все буквы и цифры одного и того же шрифта должны придерживаться одного и того же стиля. Не может быть в шрифте одна буква наклонена влево, а другая по центру или вправо (хотя при подготовке книги мы нашли 1 или 2 шрифта, в котором буквы были созданы как будто случайным образом). Не может быть в одном шрифте одна буква толще, а другая тоньше.

Итак, мы подходим к термину «Каллиграфия». Каллиграфия от греч. «Kalligraphia»— красивый почерк, от «Kallos»— красивый и «Grapho»— писать. Особенного расцвета каллиграфия получила в странах Ближнего и Среднего Востока, арабской части Африки, Китае, Японии. В одной из телепередач рассказывалось об одном городе мусульманской Африки, все жители которого в течение нескольких веков были каллиграфами, а сейчас этим искусством владеет только один человек. Учеников у этого последнего каллиграфа нет.

В качестве пишущего инструмента использовались самые разнообразные инструменты: от бамбуковых заостренных палочек, то птичьих перьев. Причем использовались целые конструкции. Например, набор из 3 заостренных бамбуковых палочек, имитирующих когтистую кошачью лапу. Очень хорошие возможности каллиграфии предлагаются, например, в программах CorelPainter12 и AdobePhotoshopCS5, позволяющие использовать графический планшет со стилусом. Специальные кисти имитируют каллиграфические инструменты, в том числе и различные многоперьевые инструменты, создающие сразу несколько параллельных штрихов.

До появления печатных книг в Европе, в том числе и на Руси, каллиграфия также была развита. Например, в романе Умберто Эко «Имя розы» рассказывается о создании таких рукописных книг монахами одного из средневековых монастырей в Северной Италии.