30. Ручное декорирование текста в CorelDRAW X5

Категория: Работа со шрифтами
Опубликовано 28.09.2011 17:33
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 2154

Пока объект является текстом у каждой буквы в нижнем левом углу находится маленький белый маркер. С помощью инструмента Shape (Форма) () можно изменить местоположение каждой буквы текста относительно всего текста: поднять его или опустить, перетащить влево или вправо.

При щелчке инструментом Shape (Форма) по фигурному тексту появляются дополнительные значки. Щелчок можно производить по любому месту текста. Так как программа точно знает, что является строкой, а что нет, то все символы этой строки будут выделены. Значки эти бывают 3 видов:

Маленький пустотелый квадратик является маркером или узлом символа. В момент выделения фигурного текста инструментом Shape (Форма) () все эти узлы пустотелые, заполненные белым цветом. Это сигнал о том, что эти узлы не выделены. Для выделения узла нужно щелкнуть по нему. После этого он превратится в черный квадратик. Для выделения нескольких символов одновременно нужно при выделении очередного узла символа удерживать нажатой клавишу Shift. Для удаления из набора выделенных узлов выделенного ранее узла, нужно щелкнуть по нему еще раз, продолжая удерживать нажатой клавишу Shift.

Если нужно выделить смежные узлы у символов текста, то это можно сделать с помощью инструмента Shape (Форма). Для этого нужно подвести указатель мыши к узлу, который должен являться первым в интервале выделяемых смежных символов и установить его над этим узлом так, чтобы он находился немного выше и левее этого узла. Затем нажать на левую клавишу мыши и, не отпуская ее, протащить мышь по всем узлам выделяемого смежного диапазона, заключая их в пунктирный прямоугольник (Рис. 24) (шрифт Matura MT Script Capitals тип OpenType). Все узлы, заключенные в такой прямоугольник, попадут в область выделения и будут выделены, то есть, закрашены в черный цвет. Такое выделение еще называется «резиновым», так как прямоугольник выделения, создаваемый мышью, ведет себя как резиновый, изменяя координаты противоположного угла относительно исходного. Если в этот диапазон не должны попасть отдельные узлы, то их можно исключить с помощью клавиши Shift. Как видно из этого описания порядка выделения узлов, мы точно так же выделяли узлы с помощью инструмента Shape (Форма) () и на других объектах. Примерно так же мы выделяем объекты с помощью инструмента Pick (Указатель) (): «резиновое» прямоугольное выделение захватывает все объекты, полностью попавшие в выделяющую область. В CorelDRAW многие инструменты работают по принципу единообразия, точно так, как это делается в других аналогичных программах. Это очень удобно и лучше запоминается принцип их действия.

 Выделение смежных узлов фигурного текста инструментом Shape (Форма)

Рис. 24. Выделение смежных узлов фигурного текста инструментом Shape (Форма)

Работа со стрелообразными значками ( и ) очень проста — они показывают каждый по 2 возможных направления движения для изменения текста. Первый изменяет интерлиньяж или межстрочное расстояние. Второй изменяет трекинг или межсимвольное расстояние. Интерлиньяж можно изменять только в том случае, если в тексте имеется несколько строк.

Инструмент Shape (Форма) невозможно применить к группе объектов фигурного текста. Чтобы вам это было лучше понятно, создадим 2 любые фразы. Создание каждой отдельной фразы или объекта фигурного текста происходит следующим образом: выбирается инструмент Text (Текст), указывается точка вставки и вводится текст. Выбирается инструмент Pick (Указатель) (). Текстовый объект готов. После этого для создания следующего текстового объекта операция повторяется. Если теперь мы сгруппируем 2 текстовых объекта, то при выборе инструмента Shape (Форма) () не будет выделено ничего, сколько бы мы не щелкали по любому текстовому объекту.

Мы будем рассматривать работу только с артистическим или фигурным текстом, так как работа с простым текстом по всем рассматриваемым вопросам намного проще — нам не нужно даже выбирать инструмент Shape (Форма). Как только мы подводим указатель мыши к стрелкообразным значкам, то автоматически появляется инструмент Shape (Форма).

При выделении узла символа становятся доступными опции на панели свойств, которая предлагает пользователю уникальные возможности. Изменение имени шрифта, его размера и начертания ничем не отличается от привычных для нас правил.

Кроме этих привычных для нас параметров текста на панели свойств находятся параметры, которые мы до сих пор не рассматривали при работе с текстом. Это счетчики Horizontal Character Offset (Горизонтальное смещение) (), Vertical Character Offset (Вертикальное смещение) () и Character Angle (Угол символа) ().

Первый и второй счетчики сдвигают выделенный символ по горизонтали и по вертикали на заданную величину. Диапазон возможных изменений в обоих счетчиках может изменяться от –254 000 000 до 254 000 000 пикселей.

Счетчик Character Angle (Угол символа) () поворачивает символ вокруг своей оси. Так как здесь возможно недопонимание процесса, то объясним более подробно. Несмотря на то, что мы выделяем узел символа, который находится в левой нижней части символа, но поворот осуществляется относительно оси символа, которая находится в центре этого символа. Особенно наглядно это становится видно тогда, когда мы поворачиваем символ на 90°. В этом случае очень отчетливо виден центр поворота.

На рисунке (Рис. 25) представлен пример поворота символов. Символ «D» повернут на 25°, а символ «X» повернут на 90°. Обратите особое внимание, как ведет себя символ «X» — он не только повернут, но и самомасштабируется по отношению к символу «W». Символ «X» был такой же высоты, что и оставшийся на месте символ «4». Но по отношению к символу «W» он сжался так, чтобы не мешать просмотру этого символу. Такое интеллектуальное поведение символов при повороте встречается, но не всегда. Это происходит только в том случае, если такое сжатие можно осуществить. Если такое сжатие осуществить невозможно, то символ немного сжимается по отношению к соседнему, но все же немного будет перекрывать его. Так, например, поведет себя символ «W» по отношению к символу «A» (шрифт Arial тип OpenType).

 Поворот символов

Рис. 25. Поворот символов

Диапазон возможных изменений в счетчике Angle of Rotation (Угол поворота) может изменяться от –360° до 360°. При положительных значениях поворота символ поворачивается против часовой стрелки. При отрицательных значениях поворота символ поворачивается по часовой стрелке.

Кнопки Superscript (Верхний индекс) () и Subscript (Нижний индекс) () предназначены для преобразования символов в верхний и нижний индекс. На рисунке (Рис. 26) приведен такой пример, когда буква «R» преобразована в верхний индекс, а буква «W» — в нижний. Для отмены преобразования верхних и нижних индексов нужно выделить узел этого символа и отжать кнопку на панели Property Bar (Панель свойств). Для этого нужно щелкнуть по этой кнопке еще раз и кнопка будет отжата (шрифт CorridaC тип True 1).

 Преобразование символов в верхний и нижний индексы

Рис. 26. Преобразование символов в верхний и нижний индексы

Кнопки Small Capitals (Малые капители) () и All Capitals (Все прописные) () выполняют малую и полную капитализацию текста.

Наконец, каждый выделенный символ можно просто передвинуть интерактивным способом в любое место страницы. Для этого нужно просто подхватить этот символ за узел и перетащить в нужное место. На рисунке (Рис. 27) видно, что символ «O» уже перемещен немного вниз относительно базовой строки. Сейчас идет перемещение символа «R». Пунктирный символ показывает положение перемещаемого символа. Внешне символ остается на своем старом месте, но как только мышь будет отпущена, символ будет перерисован на новом месте (шрифт Lucida Calligraphy тип OpenType).

 Процесс перетаскивания символа

Рис. 27. Процесс перетаскивания символа

Если после опытов по смещению символом с базовой оси вы решите вернуть все на место, то нужно выделить тот символ или те символы, которые вы решили вернуть на место и щелкнуть правой клавишей мыши. В открывшемся контекстном меню нужно выбрать команду Align To Baseline (Выравнивание по базе). Если перед вызовом контекстного меню вы забыли выделить символ, то данная команда будет недоступной. Если вы выделили не те символы, которые нужно было выравнивать, то, и выровнены по базе будут именно эти выделенные символы. Те символы, которые вы выделить забыли и которые находятся не на базовой линии, выровнены не будут.

Другие способы выравнивания по базовой линии:

При смещении символов в тексте не действуют команды дублирования символов. Если при перемещении одного символа мы нажмем клавишу + на клавиатуре или выполним команду EditCopy (Редактировать → Копировать), то все эти команды будут или проигнорированы или выполнены, но не так, как вы ожидали — будет скопирован весь текст, а не только выделенные символы.