45. Разработчики шрифтов

Мы специально останавливаемся на этой теме потому, что имя разработчика шрифта часто упоминается в имени шрифта. Часто одна и та же гарнитура шрифта разрабатывается разными разработчиками. По этому же пути идут разработчики всех программ. Например, одни и те же эффекты применяются в разных графических программах. Изменение яркости и контрастности, размытие по Гауссу, внесение или уменьшение шумов применяется практически во всех графических пакетах. Форматирование по левому или по правому краю, по центру или по ширине, изменение размера, цвета и начертания шрифта также применяется во всех профессиональных и полупрофессиональных текстовых и графических программах. Использование одних и тех же методов и технологий не является нарушением каких-либо лицензионных соглашений. Точно так и в шрифтах повторение шрифтов с литер предыдущих поколений не является нарушением. Поэтому шрифты Caslon, Garamond, Baskerville, Bodoni, Helvetica разрабатывались разными дизайнерами шрифта.

Основными разработчиками шрифтов являются: Adobe, Corel, ITC (International Typeface Corporation), ParaType, LinoType, АрсеналЪ. Торговая марка LinoType принадлежит корпорации Heidelberger Druckmaschinen AG. Для просмотра сведений о разработчике шрифта необходимо выполнить следующие действия:

1) Щелкните по имени шрифта правой клавишей мыши;

2) Из открывшегося контекстного меню выполните команду Свойства (самая последняя команда);

3) В открывшемся окне Свойства перейдите на вкладку Подробно. В пункте Авторские права указан владелец данного шрифта. В пункте Версия файла указывается версия данного шрифта.

4) Нажмите на кнопку ОК для закрытия окна Свойства.

На пиратских версиях шрифтов сведения о владельцах и версии могут отсутствовать. Раз уж речь зашла о пиратских версиях, то необходимо остановиться на такой проблеме, как несоответствие символов в таких шрифтах и хинтах в них. Дело в том, что пиратские шрифты обычно импортируются из одного типа шрифта в другой. Например, из Type 1 в TrueType, OpenType или наоборот. При этом часть информации теряется. Обычно теряется информация по кириллице. Если сравнить начертание букв в латинице и кириллице в одном и том же шрифте, то можно заметить разницу в дизайне букв. Если в обычных шрифтах, которыми набирается основной текст, это еще не очень заметно, то в заголовочных или дизайнерских шрифтах, которые обычно и используются, например, в рекламном рисунке, это просто неприемлемо. Поэтому использовать пиратские шрифты для профессиональной работы чаще всего бесполезно.

Использовать пиратские версии шрифтов для коммерческой деятельности еще и опасно: шрифты используются на упаковках товаров, на инструкциях по эксплуатации товаров, на рекламных рисунках, которые реализуются на рынке товаров и услуг, в том числе и на телевидении, а поэтому доступны всем: и покупателям и правообладателям. Многие шрифты, особенно дизайнерские, легко узнаваемы, поэтому правообладатели шрифтов могут заинтересоваться законностью использования этих шрифтов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому мы еще раз повторяем, что создать свои собственные шрифты намного безопаснее с точки зрения законности. Это не только не позволит Вашим конкурентам втянуть Вас в судебные лицензионные «войны», но также обезопасит Вашу фирму от этих же конкурентов с точки зрения контрафакта, так как создать похожий товар намного проще, чем создать контрафактную обертку к ней. Мы видели много подделок товаров, но ни одна из них не была похожа на оригинал именно своей упаковкой. Обычно контрафактная упаковка имеет более темный оттенок и размытый текст, так как исходная обертка сканируется, что приводит к растрированию текста (поэтому текст и становится размытым). Часто в контрафакте используется еще и другой способ крепления обертки к товару.

Мы уже говорили, что часто имя разработчика указывается в имени шрифта. Например, компания ITC включает эту аббревиатуру в имя шрифта. Аббревиатура PT обозначает компанию-разработчика ParaType. Аббревиатура LT обозначает компанию-разработчика LinoType. Во многих шрифтах компании Adobe первый символ «A». Например, AGaramond. Но, тем не менее, это не обязательное правило.

Авторские права

Материалы с этого сайта разрешается использовать в личных некоммерческих целей. Запрещается размещать материалы на других сайтах без разрешения правообладателя.